Вопросы и ответы
Вопрос
|
Где можно увидеть перечень организаций, имеющих право проводить СОУТ и есть ли такие организации на сегодняшний день?
|
Ответ
|
Согласно частям 1, 2 статьи 27, Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказы-вающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. До дня вступления в силу федерального закона об аккредитации в национальной системе аккредитации аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Организации, которые аккредитованы в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в каче-стве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, и имеют в своем составе испытательные лабора-тории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 году, вправе проводить специальную оценку условий труда без учета требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, до 31 декабря 2014 года вклю-чительно.
|
|
|
|
Вопрос
|
Что Вы можете сказать о методике оценки микроклимата. Как сейчас определить "холодный" период?
|
Ответ
|
Методика оценки микроклимата для специальной оценки условий труда существенно отличается от методики оценки микроклимата, проводимой при аттестации рабочих мест по условиям труда. Деление микроклимата на «холодный и теплый периоды» методикой специальной оценке условий труда не предусмотрено. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии параметров микроклимата осуществляется без учета влияния факторов внешней среды, но с учетом используемого на рабочем месте технологического оборудования, являющегося искусственным источником тепла и (или) холода, за исключением климатического оборудования, не используемого в технологическом процессе и предназначенного для создания комфортных условий труда.
|
|
|
|
Вопрос
|
Правильно ли я понимаю, что для того, чтобы начать процедуру СОУТ, нужно создать комиссию приказом и передать эксперту утвер-жденный этой комиссией Перечень РМ, включив туда весь штат организации. А дальше, как говорится, "горшочек, вари"?
|
Ответ
|
Процедура специальная оценка условий труда предусматривает активное участие аттестационной комиссии работодателя на всех ее эта-пах. За несоблюдение процедур, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ с 1.01.2015 вводится административная ответственность как на должностных лиц, так и на работодателя.
|
|
|
|
Вопрос
|
Прокомментируйте пожалуйста порядок применения Р 2.2.2006 на современном этапе.
|
Ответ
|
Руководство Р 2.2.2006-05 как сейчас, так и ранее не мог применяться в целях регулирования каких-либо прав или обязанностей сторон трудовых отношений, так как данный документ не проходил процедуры государственной регистрации и официального опубликования (см. п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Феде-рации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").
|
|
|
|
Вопрос
|
Что подразумевает отдельно установленная денежная компенсация, выплачиваемая при установлении 40 часовой рабочей недели. ст. 92 ТК
|
Ответ
|
Согласно статье 92 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013) порядок, размеры и усло-вия установления денежной компенсации при увеличении установленной Трудовым кодексом РФ сокращенной продолжительности ра-бочего времени на работах с вредными или опасными условиями труда определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами. Обязательным условием предоставления денежной компенсации за увеличение продолжительности рабочего времени (но не более 40 часов в неделю) также является письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.
|
|
|
|
Вопрос
|
Как можно идентифицировать инфразвук без проведения замеров?
|
Ответ
|
Согласно приложению №2 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" инфразвук идентифицируется как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов.
|
|
|
|
|
Вопрос
|
Если АРМ по УТ начата в сентябре 2013г., в ноябре были проведены замеры, а карты АРМ по УТ оформлены в январе 2014г. Правомерна ли такая АРМ по УТ, можно ли ее вводить в действие и применять?
|
Ответ
|
Наличие результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, завершенной после дня вступления в силу Федерального закона №426-ФЗ не освобождает работодателя от проведения специальной оценки условий труда в сроки, установленные Федеральным законом №426-ФЗ. Результаты такой аттестации не могут использоваться для целей, установленных статьей 7 Федеральным законом №426-ФЗ, в том числе для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций, для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте, для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
|
|
|
|
Вопрос
|
Подскажите, пожалуйста, необходимо ли проводить специальную оценку после каждого случая оформления профессионального заболе-вания, если в течение одного месяца, на рабочем месте оформляется последовательно друг за другом три профзаболевания, причем профзаболевание работник заработал за предыдущие 20 лет работы.
|
Ответ
|
В целях выполнения требований ст. 17, Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в каждом случае выявления профессионального заболевания, если причинами явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов характерных для данного рабочего места. Кроме этого внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена, если профессиональное заболевание выявлено на рабочем месте, в отношении которого работодателем подана декларация о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
|
|
|
|
Вопрос
|
А как установить процент работы на ПК?
|
Ответ
|
В случае если технологические операции, связанные с работой с ПК, занимают не все рабочее время, действует норма части 4 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", согласно которой время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования.
|
|
|
|
|
Вопрос
|
Аттестация РМ ушла, а приказ Минздравсоцразвития №342н действует. Должны ли эксперты проводить гос. экспертизу качества проведения аттестации РМ с 1 января 2014 г?
|
Ответ
|
Согласно статье 216. 1 Трудового Кодекса РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников.
Таким образом с 1.01.2014 проведение экспертизы качества аттестации РМ не предусмотрено трудовым законодательством, однако в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и оценки фактических условий труда работников применение результатов АРМ допускается, так как согласно части 4 статьи 27 Федерального закона №426-ФЗ, результаты аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком применяются в целях, установленных статьей 7 Федерального закона №426-ФЗ, в данном случае, для осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах и установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.
Следует учитывать, что согласно статье 216. 1 Трудового Кодекса РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, ра-ботников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации. В иных случаях проведение государственной экспертизы условий труда не требуется.
|
|
|
|
Вопрос
|
Имеет ли право работодатель установить 40 часовую рабочую неделю работнику, занятому на рабочем месте с вредными и опасными условиями труда (классы 3.3, 3.4., 4) при отсутствии отраслевого соглашения и коллективного договора?
|
Ответ
|
Нет, не имеет (смотри ст. 92 Трудового кодекса РФ).
|
|
|
|
Вопрос
|
Если АРМ не проводилась, могут ли оштрафовать за не проведение медосмотров с 2015 года? Как я понимаю, необходимость медосмот-ров на основании ФЗ определяется по результатам СОУТ, а если не было СОУТ, значит и не известно, нужны ли медосмотры? Могут ли оштрафовать сначала на не проведение СОУТ, а потом и за не проведение медосмотров, если в картах СОУТ будет указана их необходи-мость?
|
Ответ
|
С 1.01.2015 года в случае не проведения специальной оценки условий труда размер штрафа для юридических лиц составит 60- 80 т.р., и 100-130 т.р. - в случае допуска работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний. Суммарный штраф за два вида нарушений может быть до 210 т. р.
|
|
|
|
Вопрос
|
Государственная экспертиза условий труда - как её проводить в свете нового закона СОУТ?
|
Ответ
|
Документы, регламентирующие проведение государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специ-альной оценки условий труда должен быть разработаны и утверждены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом ис-полнительной власти. На 1.04.2014 такие документы либо не разработаны, либо имеют отрицательную оценку Минэкономразвития России.
|
|
|
|
Вопрос
|
Если продекларировали допустимые условия труда офисного работника, как определяется необходимость проведения медосмотра?
|
Ответ
|
Согласно ст. 213 Трудового Кодекса РФ необходимость медицинских осмотров в данном случае может быть обусловлена не работой с вредными и (или) опасными условиями труда, а например, работой, связанной с движением транспорта или работой в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей (в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний). Кроме этого, существуют иные законы, устанавливающие необходимость поведения медицинских осмотров.
|
|
|
|
Вопрос
|
Рабочее место по проведенной АРМ в 2011г. с классом 2, но есть фактор по превышению работы на ПК свыше 50 %, проводим ли идентификацию?
|
Ответ
|
Согласно статье 10 Федерального закона №426-ФЗ Процедура идентификации проводится на всех рабочих местах за исключением:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, произ-водств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
|
|
|
|
Вопрос
|
Аттестация проведена до 31.12.13 но в 14 г. вводятся новые места. Проводим для них СОУТ?
|
Ответ
|
Да, согласно статье 17 Федерального закона №426-ФЗ специальная оценка условий труда на таких рабочих местах провозится в те-чение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
|
|
|
|
Вопрос
|
Можно ли уйти от сокращенной рабочей недели, если это установлено результатами действующей АРМ?
|
Ответ
|
Согласно статье 219 "Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013) в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением госу-дарственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Согласно статье 92, "Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013) сокращенная продолжи-тельность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Учитывая противоречивость требований законодательства, по мнению АНО «ИБТ», единый для всех случаев законодательный ме-ханизм отмены ранее установленной сокращенной продолжительности рабочего времени отсутствует. В каждом конкретном случае данный вопрос необходимо решать индивидуально путем изучения документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, трудовых и коллективных договоров, а также иных действующих в организации локальных нормативных актов с учетом всех последствий от принимаемого решения.
|
|
|
|
Вопрос
|
Если по итогам СОУТ условия труда допустимые, но профессия есть в нормах СИЗ. Обязаны ли мы выдавать СИЗ?
|
Ответ
|
Да, обязаны. Согласно ст. 221 Трудового кодекса РФ СИЗ выдаются в соответствии с типовыми нормами не только на работах с вредными и опасными условиями труда, но и на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. АНО «ИБТ» рекомендует обращать внимание на соответствие действующих в организации типовых норм СИЗ требованиям к их вступлению в силу.
|
|
|
|
Вопрос
|
Можно ли не проводить внеплановую оценку условий труда, если условия труда не изменились, но изменилось название должности, например, был бухгалтер, стал старший бухгалтер, но объем работ тот же, или же транспортный отдел был в административно-хозяйственном управлении, а перешел в службу главного механика без изменения названий должностей и профессий? И можно ли просто внести изменения в карты?
|
Ответ
|
Все случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда установлены в статье 17 Федерального закона №426-ФЗ. В случаях изменений, описанных в вопросе, Федеральный закон не предусматривает проведение внеплановой СОУТ.
|
|
|
|
Вопрос
|
Если мнение эксперта и комиссии различаются, и комиссия отказывается утверждать результаты идентификации, что делать?
|
Ответ
|
Комиссия вправе самостоятельно принимать решения, руководствуясь при этом Федеральным законом №426-ФЗ. Эксперт обязан согласовывать с комиссией все результаты СОУТ. Эксперт несет ответственность за результаты измерений и оценок условий труда на рабочих местах.
|
|
|
|
Вопрос
|
Как определить сумму договора на стадии проведения процедуры закупки, если идентификация будет проводиться уже после заключения договора и тогда буду определяться места, где будут замеры, а где нет?
|
Ответ
|
Предварительная стоимость работ может быть определена путем сравнения нескольких коммерческих предложений организаций, оказывающих услуги по специальной оценке условий труда. При этом необходимо обращать внимание на перечень услуг, входящих в указываемую исполнителем стоимость услуг.
|
|
|
|
Вопрос
|
Предприятие сертифицировано на соответствие требованиям OHSAS 18001. Сами проводили идентификацию опасностей и оценку рисков учитывая результаты аттестации рабочих мест. Поменяется ли что-то сейчас? Возможно ли все объединить? Или учитывая Ваше выступление - опасные факторы, влияющие на травматизм при СОУТ не оцениваются?
|
Ответ
|
Согласно п.п. 3.6., 3.7. ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 Опасность (hazard): объект, ситуация или действие, которые способны нанести вред человеку в виде травмы или ухудшения состояния здоровья (см. 3.8), или их сочетания. Идентификация опасности: процесс признания существования опасности (см. 3.6) и определения ее характеристик.
Согласно статье 10 Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" под идентификацией потен-циально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
На практике же идентификация, согласно ФЗ №426-ФЗ, скорее похожа на процесс, обратный процессу признания существования опасностей согласно OHSAS 18001:2007, поэтому для целей СОУТ применение результатов оценки рисков по OHSAS 18001:2007ограничивается рамками Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденного Минтрудом России в целях сокращения объема измерений.
Факторы, способные привести к травме работника учитываются при СОУТ ограниченно, при этом подразумеваются только физиче-ские и химические факторы (химические вещества, шум, температура воздуха, лазерное излучение и др.) с существенными отклонениями от нормативов.
|
|
|
|
Вопрос
|
На предприятии нет работников попадающих в Список 1,2, а по классу вредности 3.1 (пульсация) бухгалтерия сделала расчет для перечисления в пенсионный фонд. Поясните насколько это правильно?
|
Ответ
|
Это не правильно. Дополнительные тарифы страховых взносов установлены не для всех, а для отдельных категорий плательщиков страховых взносов. Согласно ст. 58.3, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" к ним относятся физические лица, занятые на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
|
|
|
|
Вопрос
|
Массовая оценка по АРМ 3.1 по температуре наружного воздуха. Есть резон срочно проводить СОУТ с целью оптимизации выплат в ПФ?
|
Ответ
|
Процедура проведения специальной оценки условий труда не предусматривает оценку температуры наружного воздуха. Поэтому, дей-ствительно, классу условий труда по результатам СОУТ может отличаться от установленного по результатам АРМ в лучшую сторону. Однако необходимо учитывать, что в случае установления класса 2 по результатам СОУТ работник лишается права на льготное пенсион-ное обеспечение (в случае, если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В то же время, в соответствии с частью 5 статьи 15, Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ результаты проведенной в соответ-ствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", аттестации ра-бочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 го-да N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции настоящего Федерального закона), в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действо-вавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны вредными и (или) опасными.
В описанном в вопросе случае размер дополнительного тарифа в соответствии с частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ за класс 3.1 будет минимальным при сохранении права работника на льготную пенсию без проведения СОУТ.
По мнению АНО «ИБТ» в данном случае целесообразно не проводить специальную оценку условий труда до окончания срока дей-ствия результатов АРМ.
|
|
|
|
Вопрос
|
Можем ли мы до проведения СОУТ выдавать спецодежду и обувь сверх норм?
|
Ответ
|
В отличии от АРМ процедура СОУТ не предусматривает обоснование выдачи дополнительных СИЗ.
|
|
|
|
|
Вопрос
|
Какая организация имеет право обучать экспертов по СОУТ? Требования для обучения?
|
Ответ
|
Требование к обучающей организации - это наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программе дополнительного профессионального образования, содержание которой предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа.
|
|
|
|
Вопрос
|
Все установленные ст. 92, 117,143 ТК РФ гарантии и компенсации можно применить после того, как в организации они будут установлены в коллективном договоре организации или после спецоценки условий труда?
|
Ответ
|
Развернутый ответ на данный вопрос может быть дан при уточнении информации о том, какой порядок предоставления компенсаций действует в организации, так как согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ «порядок и условия осуществления таких (компенсационных – прим. АНО «ИБТ») мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер».
|
|
|
|
Вопрос
|
Специальность водитель легкового автомобиля, работает на иномарке с кондиционером. По результатам аттестации установлен класс условий труда 3.2 - это не правильно. Как можно это пересмотреть?
|
Ответ
|
В соответствии с п. 44 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления … протокола (заседания комиссии по результатам АРМ – прим. АНО «ИБТ») и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. Если данные процедуры выполнены, то результаты аттестации действуют в течение 5 лет.
В настоящее время процедуры пересмотра результатов АРМ не могут быть выполнены. Однако согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Таким образом, пересмотр результатов АРМ может быть проведен путем проведения процедуры специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ, Приказом Минтруда от 24.01.2014 №33н и другими подзаконными нормативными правовыми актами.
|
|
|
|
Вопрос
|
Срок действия АРМ закончился 31.12.2014. Что делать в 2014 году? Проводить СОУТ?
|
Ответ
|
В 2014 году специальную оценку условий труда на рабочих местах, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда можно не проводить.
На рабочих местах, вновь организованных после завершения АРМ, при изменении технологического процесса на аттестованных рабочих местах и в ряде других случаях, перечисленных в части 1 статьи 17 Федерального закона №426-ФЗ потребуется проведение специальной оценки условий труда. Такая СОУТ будет называться внеплановой и проводится она в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части 1 настоящей статьи случаев.
|
|
|
|
Вопрос
|
Фактически нельзя точно установить факт работы на ПК менее или более 50% рабочего времени.
|
Ответ
|
В отличие от аттестации рабочих мест по условиям труда в целях специальной оценки условий труда нет необходимость в определения точного времени работы на ПК.
|
|
|
|
Вопрос
|
Кто должен проводить спецоценку на рабочем месте уборщицы, у которой трудовой договор заключен с другим работодателем (услуги компании по обслуживанию)?
|
Ответ
|
В соответствии со статей 212 Трудового кодекса РФ и статей 4 Федерального закона №426-ФЗ обеспечить проведение специальной оценки условий труда обязан работодатель.
|
|
|
|
Вопрос
|
Подскажите алгоритм действий при желании работодателя завершить оценку к декабрю 2018 года: с чего начать? ПОШАГОВО)
|
Ответ
|
Порядок действий работодателя установлен в Федеральном законе от 28.12.2013 №426-ФЗ. АНО «ИБТ» оказывает услуги организа-циям по разработке локальных нормативных актов по организации, проведению специальной оценки условий труда и использованию ее результатов, включая определение порядка деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда (в целях выполнения требования части 2 статьи 9 Федерального закона №426-ФЗ) и иных работников организации.
|
|
|
|
Вопрос
|
Аттестация РМ инженера лаборатории (химия) закончилась до 01.01.2014. В феврале принимается новый работник. Его коллегам установлены компенсации. Устанавливать ли конкретно ему компенсации или ждать СОУТ? Направлять ли на медосмотр?
|
Ответ
|
АНО «ИБТ» рекомендует не устанавливать компенсации вновь принимаемым работникам по результатам АРМ, так как уже установлен-ные компенсации отменить практически не возможно не нарушая какое-либо требование современного законодательства, а условия тру-дового договора могут быть изменены только с согласия работника. Кроме этого, согласно статьям 92, 117, 147 Трудового кодекса все гарантии и компенсации предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Процедура АРМ не предусматривала признание условий труда вредными, опасными, безопасными.
|
|
|
|
Вопрос
|
Добрый день! А как теперь определить необходимость проведения мед. осмотров, работникам занятых на работах на ПК? И нужно ли проводить данным работникам мед. осмотр, если ранее аттестация не проводилась и не указано, что необходимы мед. осмотры.
|
Ответ
|
Статьей 213 ТК РФ установлены цели обязательных медицинских осмотров и категории работников, для которых проведение медицинских осмотров обязательно. В зависимости от цели медицинских осмотров все работники делятся на 2 группы:
1) работники, проходящие обязательные медицинские осмотры для определения пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Сюда входят:
- работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных рабо-тах);
- работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта;
2) работники, проходящие обязательные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Анализ Федерального закона №426-ФЗ позволяет сделать вывод, что «работа на ПК» оценке при СОУТ не подлежит, следовательно на «работу с ПК» требования статьи 213 Трудового кодекса не распространяются. Развернутый и обоснованный ответ на данный вопрос Вы можете получить заказав письменную консультацию на нашем сайте http://ohsi.ru/ в разделе «Экспертизы и консультации».
|
|
|
|
Вопрос
|
На Ваш взгляд, фактор условий труда "Напряженность труда" - характерен для всех руководителей? Обязательно нужно присваивать этому фактору для рабочих мест руководителей класс условий труда - 3?
|
Ответ
|
В соответствии с п. 23) части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" при специально оценке условий труда оценивается только напряженность трудового процесса работников, трудовая функция которых:
а) заключается в диспетчеризации производственных процессов, управлении транспортными средствами (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени, число производственных объектов одновременного наблюдения, нагрузка на слуховой анализатор, время активного наблюдения за ходом производственного процесса);
б) заключается в обслуживании производственных процессов конвейерного типа (продолжительность выполнения единичной операции, число элементов (приемов), необходимых для реализации единичной операции);
в) связана с длительной работой с оптическими приборами;
г) связана с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом №426-ФЗ для руководителей фактор «напряженность труда» не характерен.
|
|
|
|
Вопрос
|
Когда будут утверждены все методики для СОУТ?
|
Ответ
|
На нашем сайте размещена информация о ходе разработки, утверждения, опубликования и вступления в силу подзаконных нормативных правовых актов, разработка которых предусмотрена Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"
|
|
|
|
|
Вопрос
|
Добрый день! Как быть с компенсациями, которые должны были назначить по 870 постановлению Правительства РФ после проведения АРМ в 2013 г, но так и не назначили? Их теперь можно не назначать?
|
Ответ
|
По мнению АНО «ИБТ» в соответствии с постановление Правительства РФ от 20.11.2008 №870 компенсации предоставлять не требова-лось, так как п. 2 данного постановления так и не был выполнен Минздравсоцразвития России, а затем и Минтрудом России. Однако для избегания конфликтных ситуаций с работниками и органами надзора и контроля требуется более детальное изучение материалов аттестации и разработка решения, наиболее безопасного для Вашей организации.
|
|
|
|
Вопрос
|
Добрый день! Значит ли, что по имеющимся результатам аттестации при классе условий труда 3.1 должно быть не менее 4% доплаты, при класс 3.2 - 4% + доп. отпуск; при классе 3.3. - 4% + доп. отпуск + сокращенный режим работы. Если прошло после аттестации 5 лет и более - все равно по имеющимся картам устанавливать эти компенсации?
|
Ответ
|
Согласно статьям 92 и 117 Трудового кодекса Российской Федерации сокращенная продолжительность рабочего времени и ежегод-ный дополнительный оплачиваемый отпуск должны предоставляться для работников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным по результатам специальной оценки условий труда.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за некоторым исключением. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона (включая «установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций – прим. АНО «ИБТ»), используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком.
Однако результаты АРМ не могут служить безусловным законным основанием для предоставления гарантий и компенсаций за вредные или опасные условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации по ряду обоснованных причин. Де-тальное письменное обоснование, а также рекомендации по урегулированию данного вопроса специалисты АНО «ИБТ» могут предста-вить после изучения материалов аттестации рабочих мест по условиям труда.
|
|
|
|
Вопрос
|
Пошла на досрочную пенсию в связи со стажем на крайнем севере (Сургут). В справке о зарплате стоит коэ.-т от 05 до 07 % ,а у меня пенсионный фонд поставил 02% трактуя это тем что я была в дикретном отпуске по уходу за реб. с 1992 года. по 1995 гг, и мне не хвает стажа хотя я работала на севере более 18 лет. правы ли они?
|
Ответ
|
Согласно постановлению Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 03.03.2012) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029" (вместе с "Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях", утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029) Ханты-Мансийский автономный округ, в том числе и г. Сургут, относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Таким образом, скорее всего, пенсионный фонд прав, указывая на то, что стажа не достаточно.
|
|
|
|
|